группа №1 "СОЛНЫШКО";
КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Использование музыки в режимных моментах ДОУ».Музыка и речь. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников системное использование средств музыкального воспитания. Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.) Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально. Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями. Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей. Слушание музыки Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия. Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается, если: - муз. произведения объединены общим рассказом -муз. произведения принадлежат творчеству одного композитора -муз. произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия. Пение Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образоом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества! Еще одно экслюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии. Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи: -Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог. -Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей. -Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи. - Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность. - Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями. -Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений. - Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление. - Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать. И учитывая огромное влияние музыки на развитие речи детей, приходим к выводу о том, что чем раньше ребенок соприкоснется с музыкальным искусством, тем лучше для его развития. Важно, чтобы музыка звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. В этом неоценимую помощь музыкальному руководителю оказываем мы- воспитатели. В связи с этим музыкальным руководителем были разработаны рекомендации для воспитателей по использованию музыки в режимных моментах, а также в непосредственной образовательной деятельности. В каких же режимных моментах и в образовательной деятельности детей дошкольного возраста мы можем использовать музыку и речь. -Утренняя гимнастика; - НОД; - Одевание и уход с прогулки; - Мытье рук; - Уборка игрушек; - Подготовка к занятиям; - Подготовка ко сну (засыпание); - Пробуждение (подъем); -Повторение песен и хороводов. Следует помнить, что неправильно подобранная музыка будет оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Поэтому, мы воспитатели при выборе музыкального материала должны непосредственно консультироваться у музыкального руководителя. Рекомендации по использованию музыки в режимных моментах и в образовательной деятельности детей дошкольного возраста. 1. В каждой группе в музыкальном уголке, помимо детских музыкальных инструментов, музыкальный руководитель предложил поставить небольшой магнитофон и аудиотеку под названием «Музыкальная аптечка», в которой собраны музыкальные произведения разных жанров: классическая и современная музыка, детские песни. Основываясь на работе современного немецкого музыковеда и музыкального терапевта Кристофера Рюгера, а также известных отечественных музыкальных терапевтов Элькина Владимира Михайловича, Петрушина Валентина Ивановича, которые занимаются арттерапией шедеврами искусства, музыкальный руководитель предлагает использовать музыкальные произведения для нормализации эмоционального состояния детей. А именно, прослушивание ребятами таких музыкальных произведений, которые вызывали чувство спокойствия, умиротворения (например, перед сном) или наоборот бодрили (например, утром, во время приема детей), в зависимости от ситуации, в ходе режимных процессов. 2. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон музыкальный руководитель предлагает воспользоваться помимо мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, прослушиванием звуков природы (голоса птиц, шум морских волн, журчание ручейка и т.д.). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Хорошо использовать CD диски «Реабилитация звуками природы», воспроизводящими фрактальный, «мягкий» звук, с одновременным воспроизведением лечебного фликкера – шума. Данная инновационная техника предложена Синкевичем Владимиром Антоновичем, к.ф.н., членом Межрегиональной Ассоциации музыкальных психологов и музыкальных психотерапевтов, директором общественной психоакустической лаборатории «Русский звук» в г. Санкт-Петербург. 3. Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. 4. Музыка должна быть фоновой, т. е. музыка, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Степень звучания «не громко». Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт. 5. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы. 6. В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. 7. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца. 8. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем. 9. Хорошо использовать музыку не только как средство терапевтического воздействия, но и как метод обучения каким-то навыкам: приветствию, мытью рук, одеванию на прогулку, уборке игрушек, поливке цветов. Это так называемые «Песенки дня». В процессе режимных процессов очень хорошо, когда воспитатель не просто рассказывает правила (например, мытья рук), но сопровождает этот момент пропеванием песенки - правила. (просмотр видео) Песенка-приветствие «Зима» (автор Т.В.Ермолина) Лежит снежок на улице, Зима приветы шлет! С подружкою метелицей нам пеменку поет! С добрым утром, с добрым днем! Заниматься мы начнем! И любимыми делами заниматься мы начнем! Песенка-приветствие «Весна» (автор Т.В.Ермолина) Теплее греет солнышко, на улице весна! И почками листочками любуется она С добрым утром, с добрым днем! Заниматься мы начнем! Песенка «Моем ручки» (автор Т.В.Ермолина) Моем ручки чисто, чисто мы всегда, да, да, да! Дружим мы с тобой водичка, да, да, да! Песенка «Мы посуду уберем» (автор Т.В.Ермолина) Мы поели, а потом – всю посуду уберем! Песенка «Материалы уберем» Материалы уберем, уберем. Их на место отнесем, отнесем. А потом пойдем играть, В круге песни распевать. Песенка «Уход за цветами» (автор Т.В.Ермолина) Водичкой из лейки цветочки польем. И каждый листочек помоем потом. Цветочки ждут заботы нашей И красотой спасибо скажцт. Песенка «Одеваемся на прогулку» Любим сами одеваться, на прогулку собираться. Песенка «Возвращение с прогулки» Мы с прогулки в сад идем, вместе песенку поем. Вот и коврик на пороге, вытираем чисто ноги. Вот да! Чистота! Вот да! Чистота! Вытираем ноги! Прямо на пороге! Вот да! Чистота! Вот да! Чистота! Руководствуясь данными рекомендациями, было составлено расписание звучания музыки и пропевание в режимных моментах, а также подобран перечень музыкальных произведений фоновой музыки. Он является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса. Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.
Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада и ещё благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно. Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие». 15 марта 2020 в 10:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.