группа №1 "СОЛНЫШКО";

"Во саду ли, в огороде»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Тема : «Во саду ли, в огороде»

Цель: Закрепить понятия “Овощи. Фрукты”. Учить дифференцировать понятия овощи и фрукты, развивать связную речь, составление простых предложений, обогащение словарного запаса существительными, глаголами, прилагательными. Развивать способность согласовывать существительные с прилагательные в роде и падеже. Упражнять в образовании слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить составлять описательные рассказы о фруктах и овощах. Развивать логическое мышление, воображение, память.

Оборудование: презентация «Овощи и фрукты», картина «Осень», «Сад и огород», карточки с изображением овощей, фруктов, карточки с точками, грамзапись песни  «Урожайная» А.Филлипенко.

Ход занятия. Организационный момент. Воспитатель загадывает загадку:

Солнышко не хочет землю согревать,

 Листья пожелтели, стали опадать.

 Часто дождик льётся, птицы улетают.

Отгадайте, дети, когда это бывает?” (Осенью).

Вос-ль:- Правильно, осенью.( слайд  №1 осень)

А что в это время года люди собирают на своих дачных участках и садах? (Урожай овощей и фруктов). - Сегодня мы поговорим с вами о сборе урожая.

Вос-ль: - Где растут фрукты? (На дереве). - Где растут овощи? (На грядке, в земле). - Как собирают овощи? (Выкапывают, выдергивают, вытягивают из земли, снимают с куста). - Как собирают фрукты? (Снимают, собирают, срывают с ветки, с дерева).

Сейчас я загадаю вам загадки, а если правильно отгадаете,  ответ  увидите на экране.

Дом зелёный тесноват –
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик шаткий
Поскакали кто, куда круглые ребятки. (Горох) (слайд)

2) Угадать совсем не трудно,
Всякий догадается!
Лист упругий, изумрудный
В кочан завивается. (Капуста) (слайд)

3) Растёт в земле на грядке

Твёрдая и сладкая,

Оранжевая, длинная

И для ребят любимая! (морковь) (слайд)

4) Не видна из грядки,
Играет с нами в прятки
И никто бы не нашёл,
Да, гляди, горит хохол!
Потяните крепко,
Вытащится … (репка) (слайд)

5) Летом – в огороде,
Свежие, зелёные.
А зимою – в бочке,
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы) (слайд)

6) Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные и крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры) (слайд)

7) Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а … (лук) (слайд)

(показ на экране отгаданных овощей)

Вос-ль:-Как назвать это одним словом? (овощи) –Какие овощи вы ещё знаете?

-Где растут овощи? -Что можно сделать из овощей?  (салат, щи , засолить , борщ …)

Вос-ль:-  Слушайте другие загадки:

1 .Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (слайд)
- яблоко –

2. Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа. (слайд)
- груша –

3. Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (слайд)
- лимон

 4.-Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (слайд)
- банан –

Вос-ль: -Где растут фрукты?  (на дереве) Как называются деревья? (фруктовые)  -Какие фрукты вы ещё знаете? Что можно приготовить из фруктов?  (салат,  варенье, компот, сок , джем, пирог ,кисель , морс  …)

Игра «Назови сок». - А давайте  с вами сделаем сок из яблок. Он будет какой? — Яблочный.

- А сок из груши? – Грушевый.

- Сок из апельсинов? — Апельсиновый.

- Сок из ананасов? — Ананасовый.

 - А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? — Ассорти.

 - Ребята, а из овощей можно делать соки?

 - Как назовём сок из моркови? — Морковный.

 - Из огурца? — Огуречный.

-Из тыквы? – Тыквенный.

 - Из помидоров? — Томатный.

Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель: — на доске картинки, посмотрите и скажите, что здесь лишнее? (яблоко, груша, капуста, слива); - Почему?

( морковь, кабачок, перец, апельсин) ; ( тыква, картофель, мандарин, баклажан)

Физкультминутка.

Вос-ль: -  А сейчас отдохнём. Выходите из-за столов. (дети выполняют движения под песню «Урожайная»)

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: - Я буду называть овощ или фрукт, а вы называете его ласково. Помидор — помидорчик. Яблоко – яблочко. Огурец — огурчик. Тыква — тыковка. Слива- сливочка и т.д.

 Составление описательного рассказа по плану.

Вос-ль:- а сейчас  будем учиться составлять загадки . Надо не называя овощ или фрукта описать его по плану:

 Что это овощ или фрукт? Какого цвета? Где растет? Какого размера? Какой формы? Какой на ощупь? Какой на вкус? Что из него можно приготовить? 

— Ребята, я первая задумаю овощ и по нашему плану опишу его. А вы попробуйте отгадать его.

Это овощ. Он зелёного цвета, круглой формы. Он может быть маленьким и большим. Когда он свежий, то по вкусу сладковатый. Состоит из многих листьев. Когда созревает на ощупь плотный. Внутри у него есть кочерыжка. Этот овощ едят в свежем, солёном и отварном виде. Из него готовят щи, борщ, салаты. Что это?  (капуста)

«Картинки- загадки» ( по точкам)

Вос-ль:-  Осень приготовила нам задание: на карточкax с точками нарисован  предмет. Вы должны обвести рядом стоящие точки, начиная от красной. Когда выполните задание отгадаете что получилось.  ( дети называют овощ или фрукт)

Итог занятия.

Вос-ль: -Хоть и устали, урожай мы весь собрали. У меня на подносах весёлые и грустные смайлики. Если для вас  занятие  было интересное  поднимите весёлого смайлика, если не понравилось- грустного.

Осень для вас приготовила целую корзину подарков.

5 мая 2019 в 18:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.