группа №1 "СОЛНЫШКО";
Проект "Такие разные камни"Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»
Номинация: «Рациональное использование природных ресурсов» Воспитатель: Артамонова М.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Расскажи - и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму.
(китайская пословица) Детский сад сегодня - это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Формирование экологического воспитания обучающихся можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из направлений (ФГОС ДО), так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач, по экологическому воспитанию – это проектная деятельность. Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие разные камни…», с элементами экспериментирования нацелен на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Проект рассчитан на подготовительную группу, для детей 6 – 7 лет. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Актуальность проекта Федеральные Государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют пять образовательных областей, одна из которых – «Познавательное развитие» (п. 2.6). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. На современном этапе разработана Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, С. Н. Николаевой, цель которой – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания. В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты. Этот проект: Во - первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Во - вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Благодаря проекту «Такие разные камни…» ребенок получает общие представления о мире камня, его применении в жизни людей, полезных свойствах. Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей. Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности. Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их природный мир, проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации. Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей. Развивайте, играйте, творите! Пусть для вас будет правилом: «Сегодня не получилось - обязательно получится завтра, Надо только захотеть!»
Вид проекта: Познавательно - исследовательский. Состав участников: дети 6 - 7 лет, воспитатели, родители. Срок реализации: долгосрочный. Характер содержания проекта: ребёнок - педагог - родитель. Цель проекта: формирование у детей познавательного, практически-деятельного отношения детей старшего дошкольного возраста к природным объектам, через реализацию проекта «Такие разные камни…» Задачи: Образовательные: •Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность; •Создать условия для экспериментирования и опытов. Развивающие: •Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования; •развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение; •развивать творческие и коммуникативные способности детей. Воспитательные: •Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы; •воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий; •воспитывать умение работать в группах. Проект рассчитан на реализацию принципов обучения: - обеспечение ситуации успеха каждому участнику проекта, через учет его индивидуальных особенностей; - многообразие видов активной познавательной деятельности детей; - индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании; - создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности; - использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и презентациями; - организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации. Целесообразность: Педагогическая целесообразность данного проекта объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Проект разработан с учетом современных образовательных технологий: - принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность) - формах и методах обучения (интегрированное обучение, НОД, ОДРМ) - методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов) - средствах обучения (дидактический материал – альбом «Минералы», энциклопедия «Камни», «Бажовская энциклопедия», презентации и т. д.) Критерии отслеживания результативности: 1. Сформированность представлений: - о свойствах камней; - об особенностях и внешнем виде; - о пользе в природе и в жизни человека. 2. Умение обобщать собственный опыт работы в творческой деятельности. 3. Желание проявлять внимание и взаимопомощь.
Реализация проекта
Содержание проекта
Заключение Знакомство с каменным материалом способствует эстетическому восприятию природы. Познавательный интерес воспитывает в детях любознательность, желание заниматься коллекционированием, узнать больше об интересных минералах и горных породах. В большинстве случаев для детей дошкольного возраста это практическое знакомство с коллекциями минералов, горных пород, ископаемыми остатками. Во время экспериментов дети анализируют и делают сами выводы, определяя физические свойства каменного образца. Они могут сами определить цвет, блеск каменного образца. Выполняют зарисовки с помощью графита. Ногтем царапают мягкие минералы. Могут проверить компасом магнитность камня. Эти практические занятия настолько увлекают детей, что они готовы и дальше рассматривать и изучать камни.
Список литературы 1.Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004; 2.Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002; 3.Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005; 4.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005; 5.Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005; 6.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005; 7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004; 8.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т.А. М.: АРКТИ, 2004; 9.Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М.,2003. №10 -11. 10.Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г. 24 апреля 2019 в 19:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.