группа №1 "СОЛНЫШКО";

Проект "Такие разные камни"

Экологический

познавательно – исследовательский проект

с детьми подготовительной группы

на тему:  «Такие разные камни…»

 

Номинация: «Рациональное использование природных ресурсов»

Воспитатель:

Артамонова М.Н.

 

 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка …………………………………………….. …...
  2. Общие положения…………………………………………………………
  3. Реализация проекта ……………………………….…………………….
  4. Содержание познавательно-исследовательского проекта «Такие разные камни»……………………………………………………...……………...
  5. Заключение ……………………………………………………………….
  6. Список литературы...…………………………………………………….
  7. Приложения ………………………………………………………………

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

 

(китайская пословица)

Детский сад сегодня - это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Формирование экологического воспитания обучающихся можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из направлений (ФГОС ДО), так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач, по экологическому воспитанию – это проектная деятельность.

Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие разные камни…»,  с элементами экспериментирования нацелен на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Проект рассчитан на подготовительную группу, для детей 6 – 7 лет.

         Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

 

Актуальность проекта

Федеральные Государственные образовательные стандарты дошкольного образования  определяют пять образовательных областей, одна из которых – «Познавательное развитие»  (п. 2.6). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

На современном этапе разработана Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, С. Н. Николаевой, цель которой – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.

         В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.

Этот проект:

Во - первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Во - вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Благодаря проекту «Такие разные камни…» ребенок получает общие представления о мире камня, его применении в жизни людей, полезных свойствах.

Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их природный мир, проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Развивайте, играйте, творите! Пусть для вас будет правилом:

«Сегодня не получилось - обязательно получится завтра,

Надо только захотеть!»

 

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.

Состав участников: дети 6 - 7 лет, воспитатели, родители.

Срок реализации: долгосрочный.

Характер содержания проекта: ребёнок -  педагог - родитель.

Цель проекта: формирование у детей познавательного, практически-деятельного отношения детей старшего дошкольного возраста к природным объектам, через реализацию проекта «Такие разные камни…»

Задачи:

Образовательные:

•Познакомить детей  с разнообразием камней в природе,  их особенностями, свойствами через игровую и  экспериментальную деятельность;

•Создать условия для экспериментирования и  опытов.

Развивающие:

•Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;

•развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;

•развивать творческие и коммуникативные  способности детей.

Воспитательные:

•Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы;

•воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;

•воспитывать умение работать в группах.    

Проект рассчитан на реализацию принципов обучения:

- обеспечение ситуации успеха каждому участнику проекта, через учет его индивидуальных особенностей;

- многообразие видов активной познавательной деятельности детей;

- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;

- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;

- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и презентациями;

- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации.

Целесообразность:

Педагогическая целесообразность данного проекта объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

Проект  разработан с учетом современных образовательных технологий:

- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)

- формах и методах обучения (интегрированное обучение, НОД, ОДРМ)

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)

- средствах обучения (дидактический материал – альбом «Минералы», энциклопедия «Камни», «Бажовская энциклопедия», презентации и т. д.)

Критерии отслеживания результативности:

1. Сформированность представлений:

- о свойствах камней;

- об особенностях и внешнем виде;

- о  пользе в природе и в жизни человека.

2. Умение обобщать собственный опыт работы в творческой деятельности.

3. Желание проявлять внимание и взаимопомощь.

 

Реализация проекта

Этапы

Подготовительный

Основной

Заключительный

Экспериментальная работа

Опыты, эксперименты

Работа с родителями

Открытые занятия

Консультации

Встреча с интересными людьми

Участие в реализации проекта

Методы фиксации результатов опытно- экспериментальной деятельности

Наблюдения, составление творческого рассказа о рассматриваемом объекте, включение в сюжетно-ролевые игры, картинки, фотографии, схематические зарисовки, объемные изображения, натуральные объекты

Метод игрового обучения

Опирается  на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью ребёнка.

Ожидаемые результаты

Для детей:

· Знают  о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида.

· Имеют представления о пользе камней в природе и жизни человека.

· Проявляют интерес к окружающему миру.

· Умеют наблюдать и экспериментировать.

Для педагогов:

1. Внедряет инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.

2. Повышает теоретический уровень и профессионализм в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.

3. Совершенствует предметно – пространственную развивающую среду.

Для родителей:

· Активные участники проекта.

Продукт проекта

Коллекция камней

 

Содержание проекта

Этапы

Подготовительный этап

Составление плана проекта

Подготовка теоретического и практического  материала в рамках проекта.

Основной этап

Интеграция образовательных областей

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Беседы "Что мы знаем о камнях", "Простые и ценные камни".

Беседа: «Как камни нам помогают?»

Ситуативный разговор "Камень- друг, или враг?"

НОД с использованием ИКТ «В гостях у хозяйки медной горы».

Встреча с интересными людьми работающими в этой сфере.

Социально - коммуникативное

Экспериментальная деятельность  (работа в микрогруппах)  по ознакомлению детей с миром камней.

Показ презентации «В гостях у гномика Изумрудика».

Образ камня в рассказах, сказках, малых фольклорных формах. 

Драгоценные и полудрагоценные камни в ювелирных украшениях.

Физическое  развитие

Знакомство с подвижными  играми:

«Мы скалолазы»,

«Царь горы»,

«Найди свой камень».

Чтение художественной литературы:

П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»;

И.Н. Рыжов «О чем шептались камни»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

Чтение стихов о камнях.

Виды деятельности

Содержание деятельности

Художественно-творческая

Поделки из камня, роспись камней.

Совместные работы родителей и детей с использованием камней.

Лепка «Кольцо с драгоценным камнем».

Рисование мелками на асфальте.

Рисование угольком на белом листе бумаги.

Рисование простыми карандашами.

Игровая

Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень", "Лото – камни»,

«Что из чего сделано»;

Сюжетно-ролевые игры: "Геолог", "Шахтеры".

Опытно-экспериментальная

Игровые эксперименты:

"Какой камень тяжелее?"

"Пирамида из камней"

 "Тонет-не тонет?"

Опыты:

"Выращивание кристаллов соли"

Трудовая деятельность

Сбор и мытье камней.

Оформление в группе зелёного уголка с помощью камней.

Заключительный этап

Презентация коллекции "Вот такие камни!"

 

 

Заключение

Знакомство с каменным материалом способствует эстетическому восприятию природы. Познавательный интерес воспитывает в детях любознательность, желание заниматься коллекционированием, узнать больше об интересных минералах и горных породах. В большинстве случаев для детей дошкольного возраста это практическое знакомство с коллекциями минералов, горных пород, ископаемыми остатками.

Во время экспериментов дети анализируют и делают сами выводы, определяя физические свойства каменного образца.

Они могут сами определить цвет, блеск каменного образца. Выполняют  зарисовки с помощью графита.  Ногтем царапают мягкие минералы. Могут проверить компасом магнитность камня.

Эти практические занятия настолько увлекают детей, что они готовы и дальше рассматривать и изучать камни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов  ДОУ. -  Воронеж:   ТЦ « Учитель» 2004;

2.Гончарова Е.В., Моисеева Л.В.  Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;

3.Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;

4.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;

5.Комплексное  занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;

6.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;

7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004;

8.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников  ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т.А. М.: АРКТИ, 2004;

9.Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М.,2003. №10 -11.

10.Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.

24 апреля 2019 в 19:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.