группа №1 "СОЛНЫШКО";
"Проект здоровый ребенок"Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие
Содержание проекта 1. Паспорт проекта; 2. Пояснительная записка. 3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, объект, предмет, гипотеза, ожидаемый результат, модель реализации проекта. 4. Этапы реализации проекта: подготовительный, прогностический, практический, заключительный, презентационный. 5. Список использованной литературы. 6. Приложения Паспорт проекта Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие» База исследования: МДОУ детский сад № 35 «Вырастайка» Участники проекта: Дети, руководитель ФИЗО, воспитатели дошкольных групп, специалисты ДОУ, методист ДОУ, заведующая ДОУ, родители, школа. Условия реализации проекта - Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы; - Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха; - Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения; - Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту; - Реализация различных форм систематической работы с родителями; - Развивающая среда ДОУ: Физкультурный зал в котором есть: - тренажеры; - стандартное и нестандартное оборудование; - стена осанки; - центр валеологии; - центр «Олимпийские надежды» · Музыкальный зал · Физкультурные центры в групповых комнатах; · Спортивная площадка (на участке детского сада); Кабинет логопеда «Познай-ка» · Медицинский кабинет «Айболит»
Пояснительная записка Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка». Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности. Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее: 1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих; 2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания. В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает: · Знание правил гигиены и ухода за своим телом; · Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; · Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; · Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности. Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
Обоснование проекта Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. Проанализировав статистические данные по детскому саду: Здоровье и здоровый образ жизни Статистические данные о состоянии здоровья детей (за 3 года)
мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья. Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни. Задачи. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры. Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность. Сущность проекта: Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Актуальность: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Практическая значимость: Валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, НОД по физической культуре, аэробика, дыхательные упражнения, «зверобатика», стрейчинг и т.д. – к ежедневным занятиям по физической культуре; подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств. Принципы реализации проекта 1. Доступность – учет возрастных особенностей детей - адаптированность материала к возрасту; 2. Систематичность и последовательность - постепенная подача материала от простого к сложному - частое повторение усвоенных правил и норм; 3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком. 4. Динамичность – интеграция образовательных областей Объект: Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Предмет: Уровень физической подготовленности детей и показатели здоровья детей дошкольного возраста. Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни. Ожидаемый результат: · Снижение уровня заболеваемости. · Повышение уровня физической подготовленности. · Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. · Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья. Модель реализации проекта (приложение 1) Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный: (2017 – 2018г.) Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей. Задачи: 1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей: - исследование состояния здоровья детей; - диагностика физической подготовленности дошкольников 2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников: анкетирование родителей 3. Изучение научно-методической литературы по проблеме: - новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей; - анализ существующих инновационных форм работы методической службы; - подбор новых более эффективных форм работы с родителями. Содержание I этапа: - Анализ научно – методической литературы; - Разработка парциальной программы «Растем здоровыми»; - Разработка опытно-экспериментального проекта программы «Пути оптимизации здоровья детей» - Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно методических условий; - Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитии детей; - Анкетирование родителей. Ожидаемый результат: Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг, разработана программа «Здоровый малыш» и опытно-экспериментальный проект «Пути оптимизации здоровья детей»).
II этап - прогностический: (2018 – 2019г.) Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ (приложение 2) Задачи: - Подобрать формы и методы оздоровления детей (приложение 6) - Подобрать комплекс оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах. Содержание II этапа: - Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы). - Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп - Разработать и внедрить перспективный план физкультурно–оздоровительной работы и комплексы упражнений для детей с нарушением осанки и коррекцией стопы, с использованием стены осанки, тренажеров, корригирующих дорожек. - Разработать и внедпить комплексы гимнастики пробуждения под музыку во вторую половину дня (дыхательная гимнастика для разновозрастных групп, кинезиологическая гимнастика, самомассаж, точечный массаж, оздоровительный бег в облегченной одежде. Ожидаемый результат: Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учебы.
III этап – практический (2019 – 2020г.) Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей. Задачи: - Создать и поддержать условия для творческой работы педагогов; - Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта - Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни: - Разработать и внедрить перспективные планы по кружку «Познай себя» в разновозрастных группах; - Разработать и внедрить перспективный план и комплексы упражнений по кружку «Здоровячок» (аэробика для детей старшего дошкольного возраста) – 2 раза в неделю; - Ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты – (приложение ) - (утренняя ритмическая гимнастика по технологии Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ (танцевально-игровая гимнастика для детей), «Зверобатика», использование некоторых упражнений стретчинга), дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, психогимнастика, лечебная гимнастика для детей с плоскостопием), артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игры–эстафеты, дифференцированная НОД для девочек и мальчиков,, опытно-экспериментальная работа, элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические игры, НОД по ознакомлению с окружающим во взаимодействии с воспитателями по программе краеведческо – туристской деятельности в детском саду «Родные просторы» (региональный компонент), степ-аэробику, закаливающие мероприятия. Содержание III этапа - Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий; - организация кружка «Познай себя» - Организация кружка «Здоровячок»; - НОД и РОС на ИО с детьми с введением здоровьесберегающих технологий; - Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, УФО, арома-фитотерапия). - Организация логопедической работы с детьми. - организация психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста; - Организация работы с родителями и социумом. Ожидаемый результат. Уменьшение количества детей с морфофункциональными нарушениями в развитии. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
IV этап- заключительный Цель: Совершенствование результатов проекта. Задачи: - Содействовать развитию физических, познавательных, музыкальных возможностей детей; - Развивать познавательную активность детей; - Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ. Содержание IV этапа: Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга - исследование состояния здоровья детей за 3 года (приложение 3); -мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года (приложение 5); - мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года - Обобщение опыта на конференциях, ГМО воспитателей - проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д. Результативность Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволил избежать несчастных случаев. V этап – презентационный: Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу 24 апреля 2019 в 19:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.